Стиляги – буги-вуги против всех

Стиляги – буги-вуги против всех

«Сегодня вечерком на «Динамо» поеду с чувихой по Бродвею хилять». Это сейчас схожая фраза вызовет только снисходительное «Эх, молодежь!» В конце же 40-х – начале 60-х годов прошедшего века схожая фраза могла свести с разума хоть какого «нормального» человека. Стиляге же (а конкретно он в то время мог произнести такую околесину) только этого и было надо.Файл "/includes/myphp/reclama1.php" не найден! Эпатаж во всем - в одежке, поведении, суждениях и даже словах.
В послевоенные годы налаживались международные контакты СССР и появлялись все новые и новые дипломатичные работники, которые совместно со своими семьями имели возможность созидать, как живут «за бугром». И непринципиально, что многие рассказы побывавших «там» были очень гиперболизированы в силу впечатлительной российской натуры и желания прихвастнуть перед «темным» товарищем. Все равно русский люд стал осознавать, что заявления правительства о том, что заграница отстает во всем от Союза - и в плане уровня жизни, и в плане технического прогресса, - всего только сказки.
Тогда и стали появляться 1-ые группы стиляг. Во главе, обычно, был какой-либо потомок из семьи дипломата, которому посчастливилось побывать в «волшебных странах» Запада. Окружала его окружение молодежи, поглощающая, как губка, рассказы об другой действительности.
Побуждал их пример южноамериканского стиля жизни – счастливые люди, живущие в магической стране, почти во всем магической просто из-за понимания невозможности когда-либо попасть туда.
Стиляги – буги-вуги против всех
Кадр из кинофильма «Стиляги»
Но не жизнь людей в Америке была первопричиной появления данной подкультуры в СССР. Попытка пойти против русских правил, выкарабкаться из тесноватого и душноватого мира коммунистической действительности толкала юных людей надевать видные «попугаичьи» костюмчики. А беря во внимание, что большая часть стиляг была выходцами из бедных рабочих семей, это была к тому же призрачная победа над нищетой и убогостью послевоенного времени.
Чувство «легкости бытия» присваивало и повальное увлечение стиляг западными мотивами и танцами. Гленн Миллер стал музыкальным гуру стиляг. Хиты оркестра Гленна Миллера из кинофильма «Серенада Солнечной долины» заучивались назубок, а хит «Поезд на Чаттанугу» стал культовым. Эта песня, на сленге стиляг получившая заглавие «Чуча», стала гимном тогдашней молодежи.
Неописуемой популярностью воспользовались «трофейные» пластинки с джазом, а престижный танец буги-вуги стал эмблемой свободы – завороженно смотрели ребята на резвые, четкие, но при всем этом совсем свободные, парящие движения танцоров. Замедленной перемотки дисков, как и самих дисков, и тогда в помине не было, а поэтому стиляги никак не могли изловить, уяснить и точно воспроизвести движения заокеанских танцоров. Зато благодаря этому они ухитрились «перетанцевать» буги-вуги, придумав свои движения.
Позднее пришла мода на рок. О грампластинке с композициями Билла Хейли, Бадди Холли, Элвиса Пресли грезил хоть какой стиляга. Мечты эти так бы и остались для многих в те годы несбыточными, потому что достать пластинку с записью Элвиса Пресли для русского человека было так же трудно, как пожать руку лично Элвису. Но здесь на выручку пришли народные умельцы, придумав «рок на костях» либо, как это еще именовалось, «скелет моей бабушки». Изобретение состояло в том, что записывать музыку стали на рентгеновские снимки. Сейчас каждый желающий мог придти со своим рентгеновским снимком в «подпольную мастерскую» и заполучить на него священную композицию. Молодежь резко задумалась о собственном здоровье и направилась в больницы. Некие докторы стали «поставщиками товара», а кое-кто из вчерашних студентов шел работать уборщиком либо охранником в поликлинику, желая стать владельцем священной записи.
Стиляги – буги-вуги против всехСтиляги – буги-вуги против всех
Хоть какой русский стиляга грезил о истинной грампластинке Элвиса, но приходилось слушать «рок на костях».
Стиль одежки стиляг сначала их появления был умопомрачительно клоунский. Виной тому - привезенные из-за границы «трофейные» вещи. Свитера, рубахи, штаны, пиджаки - издавна вышедшая из моды одежка ехала к нам в страну. Побывавшие на священном Западе, пытаясь привезти больше «гостинцев», скупали все, что подешевле и поярче. Ну, какого русского человека удивишь белоснежной рубахой? А вот оранжевые штиблеты – это совершенно другое дело.
Когда 1-ая волна стиляжничества поуспокоилась, юные люди стали более серьезно относиться к собственному стилю. Тогда появились брюки-дудочки, стильные пиджаки, галстуки «селедочка», мейкап девушек-стиляг стал более осторожным и утонченным, хотя и более броским.
Тогда же зародился и особенный сленг стиляг. Многие слова были взяты из британского языка и переделаны на русский манер – «траузера» (штаны), «соксы» (носки), «фазер» (отец), «олдовый» (старенькый). Появились словечки «жлобы» («обычные» люди, сероватая масса), «хилять» (гулять, ходить), «чувак» (собственный человек, испытанный). Кстати, молвят, что слово «чувак» по сути аббревиатура от «человек, уважающий южноамериканскую культуру».
Русский режим не воспрещал эту не вписывающуюся в его рамки молодежную субкультуру. Стиляг просто пробовали игнорировать и высмеивать. В фильмах 50-х годов - это образ юного человека-клоуна, тунеядца, лоботряса, повсевременно попадающего впросак из-за собственной глупости и чванливости. В мульте «Ну, погоди!» это – Волк. В неких фильмах того периода вприбавок ко всему была показана подлая и криминальная суть этих людей. «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» - этот и другие слоганы были выучены назубок русской молодежью, чтоб достойно «держать отпор» при встрече со стилягой.
Стиляги – буги-вуги против всехСтиляги – буги-вуги против всех
Сейчас он играет джаз…
Должно быть, стиляги не могли не показаться в то время. Не могли они показаться и в другой стране, не считая нашей бывшей Родины под заглавием Русский Альянс. Попытка этих мальчиков и девчонок, вопреки издевкам и презрению вокруг, сделать мир ярче и сочнее, похожа на рвение малышни на морском берегу вырыть ямку в песке, налить в нее воды и сделать свое море. Эти ребята пробовали - может быть, тупо и коряво, но зато от всей души, - поменять что-то вокруг, а поэтому времена стиляг вспоминаются сейчас со щемящей тоской, как то, чего уже не возвратить.
Стиляги – буги-вуги против всех
Кадр из кинофильма «Стиляги»


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!